«

»

Янв 27 2021

Распечатать Запись

Советы от психолога

Гиперактивность у детей. Как с ней бороться?

Гиперактивность — существенная проблема в педагогике. Чаще всего гиперактивности подвержены дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, так как именно этот период связан с возрастающей интеллектуальной нагрузкой и повышенным требованиям к усидчивости и концентрации внимания. Когда в жизни ребенка появляется систематическая и долговременная деятельность, гиперактивность начинает проявляться особенно ярко. Родители начинают обращать внимание на неорганизованность, неусидчивость и чрезмерную подвижность своего ребенка, слышат замечания о его поведении со стороны учителей.
Основные признаки гиперактивности у детей:

  • неусидчивость, ненужные движения ног и рук
  • неумение спокойно сидеть, когда это необходимо
  • посторонние предметы легко отвлекают его внимание
  • не может дождаться своей очереди (в игре с детьми, на занятиях, во время прогулок или праздников и в других ситуациях)
  • отвечая на вопрос, не думает и не выслушивает его до конца
  • ребенку тяжело быть внимательным во время игры или выполнения задания
  • постоянно переходит от одного незаконченного дела к другому, при этом не всегда доводит их до конца
  • не умеет играть спокойно и тихо
  • слишком разговорчивый
  • мешает другим детям (или взрослым) заниматься своими делами
  • ребенок ведет себя так, как будто не слышит то, о чем ему говорят
  • постоянно теряет свои вещи

Все эти признаки можно объединить в три составляющие:

  • излишняя гиперактивность
  • плохо управляемая импульсивность
  • рассеянность, трудности с концентрацией внимания
  • гиперактивные дети быстро возбуждаются (крик, истерические нотки в голосе взрослого только подстегивают их активность)

Количество гиперактивных детей увеличивается. Проблема для общества существенная. В классе такие дети мешают другим.

Советы родителям с гиперактивными детьми:

  1. Все усилия родителей должны быть направлены на укрепление здоровья ребенка и правильное обращение с ним
  2. В отношениях с ребенком всегда поддерживайте его (когда он этого заслуживает), замечайте его успехи. Старайтесь не употреблять слов «не надо», «нельзя». Разговаривайте всегда спокойно, мягко и сдержанно
  3. Давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить. После того, как он закончит можно приступать к следующему
  4. Поощряйте ребенка к занятиям, требующим концентрации внимания
  5. Установите ребенку четкий распорядок дня
  6. Избегайте большого скопления людей (можно повременить с гостями и многолюдными праздниками)
  7. Следите, что ребенок играл только с одним другом, а также избегайте шумных, беспокойных друзей в его компании. Оберегайте ребенка от усталости, так это приводит к росту гиперактивности и снижению самоконтроля
  8. Необходимо предоставлять ребенку достаточно возможностей расходовать избыточную энергию. Полезна любая физическая активность на свежем воздухе (прогулки, бег, спортивные игры, физические упражнения на спортивной площадке и др.)
  9. Старайтесь всячески повышать самооценку ребенка, так как из-за дефицита внимания он может неправильно понимать обращенную к нему информацию или указания, поэтому взрослые непрерывно ему делают замечания. Это способствует занижению самооценки ребенка и ощущению, что он все делает неправильно. Ищите, за что можно похвалить вашего ребенка. Сразу же, без промедления, хвалите и вознаграждайте его за хорошее поведение и поступки
  10. В вопросах дисциплины всегда будьте последовательны
  11. Поддерживайте ребенка во всем, что у него хорошо получается. Особенное внимание уделяйте тем успехам ребенка, которые не относятся к школе и интеллекту (например, в спорте, в любимом увлечении и т.д.). Помните, такому ребенку играть и двигаться не менее важно, чем учиться. Не допускайте, чтобы домашние задания занимали все его свободное время
  12. Когда ребенок выполняет домашнее задание, рядом не должно быть ничего, что могло бы отвлечь его внимание
  13. Помните, что гперактивность — это своего рода болезнь, проявляющаяся в дефиците внимания и низком уровне саморегуляции. Процессы нервной системы, отвечающие за возбуждение и торможение, работают не так слаженно, как у спокойных детей. Поэтому не вините ребенка в таком поведении, а помогите ему научиться контролировать себя
  14. Необходимые поощрения нужных действий, постоянная похвала за желаемое поведение. К сожалению, многие родители и учителя забывают или не хотят хвалить ребенка, а используют только один способ педагогической коррекции, который по их мнению является самым эффективным, — наказание. К словесному наказанию следует прибегать очень осторожно и никогда не использовать физическое
  15. Для гиперактивного ребенка очень важным фактором оздоровления является сон и полноценное питание. Сон для детей до 12 лет должен составлять 12-14 часов в сутки. Дневной отдых — обязателен. Если ребенок не может заснуть днем, то желательно, чтобы он хотя бы полежал в затемненной комнате. Это тоже отдых для нервной системы. У ребенка могут быть проблемы из-за постоянного недосыпания, усталости
  16. Если ребенок проявляет неадекватную реакцию на поднятую руку (боится, что его ударят), это красноречиво свидетельствует о том, что родители обращаются с ним жестоко. Энурез, проблемы со сном, страх перед темной комнатой зачастую являются последствиями неправильного обращения взрослых с гиперактивным ребенком. Ребенок не виноват в своей гиперактивности. Поэтому задача педагогов и родителей помочь ему, не унижая его достоинства и не травмируя психологически
  17. Взгляды родителей на проблему гиперактивности очень разные: некоторые борются правильно, укрепляя нервную систему ребенка, а другие считают, что с годами все пройдет само собой. Да, действительно, лет через 30-35 он станет лучше, но потеряно будет основное — обучение в школе не даст нужных результатов, а заниженная самооценка и асоциальность наложат страшные отпечатки на психику такого человека
  18. Уже наблюдается миграция гиперактивных учащихся из школы в школу. Изменение окружения предоставляет нервной системе дополнительную нагрузку. Надо бороться с проблемой, а не бежать от нее. Состояние здоровья и поведение ребенка не улучшатся от изменения окружения. А решение родителей перевести ребенка в другую школу говорит о том, что они считают, будто именно школа виновата во всем. Надо быть реалистами и понимать, что все далеко не так. Ведь родители наблюдают за особенностями поведения своего ребенка с детства и знают, что и как было, и как есть …
  19. Ребенок должен как можно меньше смотреть телевизор. Известно, что телевизор негативно влияет на нервную систему детей. День без телевизора – и ребенок более уравновешенный, спокойный
  20. Учите ребенка анализировать, что для него опасно, какие могут быть последствия. Не пытайтесь управлять ребенком с помощью крика и силы.

725660d253b61a61a499b8b3e7d16e9a-quality_70Xresize_crop_1Xallow_enlarge_0Xw_698Xh_465

Постоянная ссылка на это сообщение: https://centrrosta-boguchany.ru/2021/01/27/%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%b5%d1%82%d1%8b-%d0%be%d1%82-%d0%bf%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b0-4/

Создание сайтов — www.msonline.ru